Куда приехал «Автомобилист»?
19 апреля 2015 | Источник fxju.sevensport.ru
В комментарии к выступлению екатеринбургского «Автомобилиста» в закончившемся чемпионате России оказалось много «точек соприкосновения» с итогами клуба из Ханты-Мансийска (см. «ФХЮУ» № 1130). Кстати, у обоих этих коллективов схожая «кредитная история». Оба выступают в КХЛ не с момента образования Лиги. Да и путь в элиту хоккея у них оказался похож: одержав победу в соревнованиях высшей лиги, и уральцы, и «Югра» вынуждены были еще сезон выступать во втором эшелоне. Дебют обоих клубов был успешным – выход в плей-офф. Далее радужные цвета блекли, а в итоге болельщики стали просить местных губернаторов сохранить команды в КХЛ.
КОНЕЦ «СКАЧКА»
Первое, бросающееся в глаза сходство – прогнозируемость выступлений. Как и в случае с «Югрой», год назад при подведении итогов выступления «Автомобилиста» прогноз нашего еженедельника на его будущее нельзя назвать оптимистичным (см. «ФХЮУ» № 1093). Высказыванию вице-президента ХК «Автомобилист» Э.Черепановой о том, что выход во второй круг плей-офф – «программа-минимум, которая обязательно будет достигнута», были противопоставлены исторические наблюдения. Из них следовало, что «Автомобилисту» благоприятствуют года, в которых проводятся зимние Олимпийские игры. Поэтому 2014-й был годом «скачка».
Думается, правота оказалась на нашей стороне. Команда Анатолия Емелина опустилась на четыре места в таблице регулярного чемпионата. Она набрала на пять очков меньше, хотя провела на шесть игр больше (53% набранных очков уменьшилось до 45%). Установленная год назад рекордная за сезон положительная разница заброшенных и пропущенных шайб сменилась на привычную отрицательную.
Но сохранились некоторые отмеченные нами год назад положительные тенденции. Правда, уменьшился их масштаб.
НЕ ТОТ ДИВИЗИОН
Например, в «регулярке»-2013/2014 екатеринбуржцы стали чемпионами «Востока» (если рассматривать только игры внутри конференции). Ныне они потеряли это звание, в чем, пожалуй, можно винить календарь игр. Дело в том, что нынешний «Автомобилист» успешнее, чем кто-либо на «Востоке», сыграл против команд Сибири и Дальнего Востока. В 10 матчах против соперников от Омска до Владивостока он взял 25 очков (83%). У «Ак Барса» на два балла меньше. У любого клуба из дивизиона Чернышева в играх между собой процент набранных очков меньше.
Если пофантазировать и представить «Автомобилист» вместо «Барыса» в дивизионе Чернышева, то он провел бы с сибиряками, дальневосточниками и еще одним своим «удобным» соперником «Салаватом Юлаевым» (100% очков!) не 12 игр, а 28. Это дало бы ему 72 очка (вместо нынешних 31). Но 20 очков отобрало бы уменьшение встреч с уральцами, у которых екатеринбуржцы взяли 39 баллов. В итоге «Автомобилист» мог финишировать с прибавкой в 21 очко, что ставило его на пятую позицию в конференции «Восток» и на девятую – в КХЛ.
Но возвратимся из Нью-Васюков к реальности.
Не вняли за границей...
Год назад мы отметили, что екатеринбуржцы стали рекордсменами КХЛ по самой крупной победе российской команды над клубом «дальнего зарубежья». К сожалению, ЦСКА отобрал у них лидерство, разгромив «Слован» 12:0.
Но в Финляндии наш еженедельник не читали и не стали опасаться визита на Средний Урал. А «Автомобилист» сотворил самую крупную в КХЛ победу над финским коллективом. «Йокерит»» был повержен со счетом 4:0. ЦСКА и тут попытался «насолить», но лишь повторил этот результат в плей-офф.
... и дома
А еще один наш прошлогодний наказ остался в клубе без внимания. Хотя даже дали ему обращающий внимание заголовок: «Невезучие». Напомним, наш еженедельник предупреждал: «Автомобилисту» не везёт, когда капитаном выходит Алексей Симаков. Но на старте сезона-2014/2015 именно Алексей стал выводить команду на лед с буквой «С». Потребовалось пять поражений в шести матчах, чтобы понять нашу правоту.
Когда же «капитанил» Сергей Гусев, команда чаще побеждала, чем проигрывала (19 – 14). Кстати, год назад и у «Югры» отмечалась зависимость выступлений от владельца капитанской нашивки – еще одна схожесть этих команд.
И снова о «невезучести» Симакова. После того, как мы сообщили, что этого форварда судьи чаще других не включали в ассистенты взятия ворот (каждую пятую его передачу в протокол возвращала комиссия по статистике), ситуация выправилась. В нынешнем сезоне ни один пас Алексея не остался незамеченным – и ветеран свердловского хоккея вновь стал лучшим бомбардиром команды!
Но нефартовость не исчезла совсем. Например, в начале сезона екатеринбуржцы смело могли зарабатывать в ходе матча штрафные броски – у соперников четырежды не получалось переиграть Якуба Коваржа. Стоило сфолить Симакову, как был забит не только «его» буллит, но и половина из четырех следующих. Вот и еще одно сходство с «Югрой». Команда из Ханты-Мансийска – лидер КХЛ по числу наказаний штрафным броском (10), а «Автомобилист» отстал лишь на один.
«ЛИНЕЙНЫЙ» АНАЛИЗ
В раздел «Невезучие» год назад были включены и форварды-легионеры. Изменилась ли ситуация после проведенной селекции?
Якуб Петружалек набрал в начале сезона рекордный для иностранцев Екатеринбурга ход – за матч 0,7 балла по системе «гол + пас», но семейные обстоятельства помешали ему превзойти результат Р.Шпирко в сезоне-2012/2013 – 26 (14+12) очков. Какое уж тут везение...
Однако уход бомбардира отнюдь не подкосил команду. С Петружалеком она набирала 32% очков, без него – 54%. Всё-таки форварды-легионеры приносят «Автомобилисту» немного пользы...
Другое дело – игроки обороны. Вновь список результативных защитников возглавил дуэт Сами Лепистё – Тобиас Виклунд. Но если год назад на 16 заброшенных ими шайб приходилось в два раза меньше (8) голов остальных защитников, то теперь ситуация иная. На 12 шайб легионеров пришлось 17 успехов российских хоккеистов. Можно говорить об успешной передаче опыта?
Кстати, 29 голов игроков линии обороны – повторение клубного рекорда в КХЛ. Точно такой же показатель был в предыдущем послеолимпийском сезоне (2010/2011). Более того, совпало даже общее количество заброшенных всей командой шайб – 134 (помните описанную выше цикличность выступлений «Автомобилиста»?)
Кстати, линия обороны оказалась весьма стабильной. После сезона-2013/2014 в команде осталось 8 защитников из 14. Шесть из них провели более половины матчей чемпионата России.
Из 23 игроков линии атаки в нынешний сезон перешла лишь треть – тоже 8. Но более половины матчей из них отыграли лишь четверо. 20 нападающих стали новичками.
«БЛИЗНЕЦЫ-БРАТЬЯ»
Отметим, что 134 забитых гола позволили екатеринбуржцам по их числу превзойти показатели только трех клубов – из Новокузнецка, Хабаровска и Тольятти. А с «Югрой» – полное равенство!
Сравнение с командой из ХМАО напрашивается буквально повсюду. Сибиряки резко улучшили действия в овертаймах – так и уральцы прервали наконец-то свою безвыигрышную серию в матчах с дополнительным временем.
Наш еженедельник («ФХЮУ» № 1114) уже сообщал о том, что ровно 33 месяца «Автомобилист» не мог забить гол в овертайме. Безуспешными оказались 35 попыток. Когда же наконец забили, то кому?! Одному из своих главных обидчиков – «Барысу» Астана. Счет побед в 10 предыдущих поединках был разгромным для уральцев – 1:9. Однако затем последовало новое поражение от казахстанцев. Счет стал 2:10. Много ли отличий от выяснения отношений «Югры» со своим неудобным соперником «Нефтехимиком» (1:10)?
Две недели мы отмечали умение команды Д.Юшкевича хорошо действовать с пустыми воротами. Однако это умение не меньше развито и у подопечных А.Емелина. «Автомобилист» тоже частенько заменял Коваржа полевым игроком. С учетом игр в Кубке Гагарина уральцы в сумме больше периода действовали без вратаря и забросили за это время шесть шайб. Правда, и пропустили столько же.
Есть ещё два сходства «Автомобилиста» и «Югры».
У сибиряков появился 39-летний автор гола. Но у екатеринбуржцев Сергей Гусев забросил шайбу в возрасте 39 лет 6 месяцев и 5 дней. Самый опытный защитник стал и самым полезным по показателю «+/–» – точно так же, как Д.Рябыкин в «Югре».
Появился в «Автомобилисте» и 40-летний хоккеист. Виктор Козлов вышел на матч через 10 дней после «круглой» даты.
РЕКОРДСМЕН-ИГРОК
Упомянув выше Якуба Коваржа, необходимо хотя бы кратко отметить его достижения (более подробно см. «ФХЮУ» № 1124 и интервью с чешским хоккеистом в «ФХЮУ» № 1126).
Якуб принял участие во всех 60 матчах чемпионата России. Провел на льду рекордное время (3513.45). На его долю пришлось максимальное количество бросков (1668). Никто в КХЛ столько раз не отбивал шайбу (1539). Коварж установил высшее достижение «Автомобилиста», чаще других в «регулярке» играя «на ноль» (8). Чешский страж ворот – автор серии из 81 проведенного подряд матча своей команды в чемпионате России (Кубок Гагарина считался аналогом Кубков СССР и России, Кубка лиги, Кубка МХЛ).