Клуб
Один на один. Антон Ковалев: "Хоккей для меня не работа - это, скорее, искусство" (ИНТЕРВЬЮ)
Источник Пресс-служба ХК "Авангард"
Воспитанник омской школы хоккея Антон Ковалев в свои 20 лет уже успел поиграть в трех разных лигах - МХЛ, ВХЛ и КХЛ. И если быть лидером "молодежки" для него привычное дело, то взрослый хоккей наш молодой нападающий только начинает для себя открывать. Сезон закончен, но Антон продолжает работать вместе с "Омскими Ястребами". Мы поговорили с форвардом после одной из тренировок.
Смотрите интервью Антона Ковалева на канале "Авангард ТВ":
Текстовая версия интервью
Антон Ковалев, нападающий ХК «Авангард»
- Тебя здорово побросало по лигам в этом сезоне. Каким этот год был для тебя, расскажи.
- Если одним словом, то интересным. Потому что я его начал в Высшей хоккейной лиге, потом продолжил в Молодежной хоккейной лиге, затем – в Континентальной хоккейной лиге, снова в молодежной и завершил опять в Высшей. Конечно, было интересно, было не просто в какие-то моменты, но, думаю, шаг вперед я сделал.
- В целом, это был год развития для тебя?
- Определенно так и есть. После молодежного хоккея этот период для меня был не то чтобы болезненным, но непростым. Я уехал в другой город, жил на базе и долго не был дома. Это было для меня в новинку. Большое спасибо всем тем ребятам, тем людям, которые были рядом, помогали мне, где бы я ни был. В каждой команде – а я находился в трех коллективах по ходу сезона – меня хорошо приняли, помогали и поддерживали.
- Где лучше получалось – в КХЛ, ВХЛ или МХЛ?
- Сложно сказать – везде свои плюсы, свои минусы, в том числе в моей игре. Если про ВХЛ говорить, то, когда я туда только приехал, не было понимания, что от меня требуется. Мне хотелось большего. Поэтому где-то я нервничал, боролся с самим собой – было непросто. А когда я приехал туда во второй раз, в плей-офф, мне было уже гораздо легче – опыт КХЛ мне очень помог в игровом плане: я гораздо быстрее принимал решения, у меня было больше времени на площадке.
- А что не получалось и почему?
- Когда я впервые приехал в Высшую лигу, у меня не получалось, наверное, понять ту роль, в которой меня видит тренер. То есть я хотел играть так же результативно, хотел забивать, хотел много игрового времени, но мотом понял, что от меня требуется совсем другое. И это мне очень помогло после в КХЛ – я уже понимал, что от меня требуется, что это взрослый хоккей, что те вещи, которые я себе позволял в МХЛ, здесь делать нельзя – соперник сразу наказывает. Играют очень мастеровитые ребята, которые не прощают ошибок. Естественно, это влияет на результат. Ты – молодой игрок, ты не имеешь права ошибаться.
- В МХЛ ты – лидер, в ВХЛ тебя ставят, условно, в четвертое звено и дают мало игрового времени – как проявить себя?
- Ну вот как-то надо проявлять себя, показывать свой лучший хоккей, сколько бы игрового времени тебе не дали. Мне всегда говорил отец: "Сколько бы времени ты не получил, ты должен показать, что можешь играть и можешь делать это хорошо". Когда проводишь в КХЛ какую-то часть сезона, потом на пару игр спускают в МХЛ, конечно, от тебя ждут голов, передач, ждут, что ты выйдешь и начнешь один решать игру, но так не бывает. Потому что везде тебе отводятся разные роли. Где-то было непросто перестроиться, но я думаю, что справился с этим.
- "Вышка" действительно многим отличается от КХЛ? Это реально "школа жизни", которую надо пройти перед Большим Хоккеем?
- Это определенно в каком-то смысле школа жизни. Не могу сказать, что там у меня были какие-то проблемы в бытовом плане, но были моменты, когда было непросто в плене переездов. Мы на предсезонке добирались до Орска на автобусе из Караганды 30 часов. 30 часов в августе – это было не просто. Жарко, полный автобус мужиков – конечно, это было немного необычно для меня. Мы приехали, два часа поспали, и потом у нас была тренировка, а на следующий день – игра. Было нелегко, но мы выиграли, и я, по-моему, даже передачу отдал. Было такое ощущение, будто ты действительно должен это преодолеть, пройти испытание, чтобы проверить себя.
- А приходилось сталкиваться с такими вещами, как, например, хоккейная дедовщина?
- Нет, абсолютно. Может быть, я готовился к этому, но ничего такого нет, это уже ушло, наверное, в прошлое. Сейчас старшие ребята, наоборот, подбадривают, поддерживают, пытаются подсказать что-то, помочь и в бытовом плане, и в игровом. Это очень здорово. И так же мы потом приходим в МХЛ и помогаем молодым ребятам.
- Тебе удалось поиграть в плей-офф ВХЛ. Как там?
- К сожалению, мы уступили в семи матчах, и это оставило неприятный осадок. В принципе, я очень хорошо почувствовал себя в игре, получил время и доверие тренерского штаба. Спасибо им большое, получилось продлить сезон. Для меня это очень здорово, я давно не играл в плей-офф, потому что молодежка, к сожалению, не выходит уже второй год. Конечно, для меня это был большой опыт. Хорошо получилось, что я сразу забил гол, но мы уступили. Так бывает – это хоккей.
- Свой первый гол за "Авангард"ты забил уже ближе к концу регулярки, на выезде с "Сибирью". Почему так долго "молчал"?
- Наверное, мне нужно было время адаптироваться. Такое бывает. Случается, что сразу забиваешь, в первом матче, а случается и наоборот – не можешь забить долгое время. Главное – не обращать на это внимание, делать то, что от тебя требуется и выполнять тренерское задание. У меня были моменты практически в каждом матче, и все действительно ждали. Возможно, это давило на меня, хотя я старался себя отпустить, успокоиться. Я понимал, что это рано или поздно произойдет. Когда наконец забросил шайбу, был очень счастлив и рад, но, к сожалению, в том матчене получилось выиграть, и эта ситуация снова какой-то смешанный отпечаток оставила.
- Шайба на полке стоит?
- Да, конечно, у родителей. У них небольшой музей, там все медали, кубки, и шайба тоже пополнила коллекцию.
- Кстати о родителях. Насколько я знаю, на тебя здорово повлиял отец в детстве. Расскажи об этом.
- Отец очень любит хоккей, он, можно сказать, фанат хоккея: постоянно читает все новости, знает все обо всем. Мне было 5- 6 лет, когда я пришел в хоккей, познакомился с этой игрой поближе и загорелся ею. Мы смотрели по телевизору тот самый чемпионат, когда наши взяли золото. Это был для меня какой-то шок, я просто не понимал, что происходит: это было масштабное событие для всего города, и я это почувствовал. Мне тоже очень захотелось стать частью этого. Мы с отцом ходили на каток, учились кататься, и у меня долгое время не получалось – я постоянно падал. Когда я уже повзрослел, отец признался – боялся, что я снова упаду и скажу: "Поехали домой". Но очень хорошо, что я справился с этим, мне, наоборот, нравилось. Я хотел, чтобы у меня получалось, и видел, что это возможно. Если другие могут, то почему я – нет? Это меня очень мотивировало. Я хотел играть в хоккей с самого детства. Отец – мой самый главный болельщик. Ради него я играю в хоккей, ради него и моей семьи. Именно он настоял на том, чтобы я играл в хоккей, мама помогала. Как у нас в семье положено: мама просто всегда рядом и всегда за него.
- Семья Ковалевых – какая она? У тебя две племянницы и, судя по твоему инстаграму, ты души в них не чаешь.
- Да, у меня действительно две племяшки, но появляются люди, которые думают, что это мои дочурки. Но я говорю: послушайте, старшей практически восемь лет, а мне – 20, этого просто не может быть! Старшей, Вике, в мае будет восемь лет, а младшей, Насте, в июне – два. Я их очень люблю, мы постоянно играем, куда-то ездим, очень нравится наблюдать за тем, как они растут, развиваются и помогать им в чем-то, делать уроки. Старшая уже заканчивает первый класс, интересно все это заново проходить: сейчас новые технологии, они делают какие-то задания в интернете.
- Ты закончил школу экстерном. Это мало соответствует представлениям о хоккеистах. Как это случилось?
- Мы поговорили с родителями и решили, что будет лучше, если в МХЛ я приду уже студентом. Будет очень мало времени на учебу, а это выпускной год, ЕГЭ и так далее. Это было бы очень сложно для меня. Отец, наверное, проявил инициативу в первую очередь. Мы говорили с директором школы, огромное спасибо и низкий поклон всем учителям лицея № 145. Они все помогли, пошли навстречу, все понимали, что мне это нужно. Десятый и одиннадцатый классы я закончил за один год.
- Сейчас где учишься? На кого?
- Я учусь на четвертом курсе в СибГУФКе, на хоккейного тренера.
- Действительно учишься или..?
- Я стараюсь это делать, особенно сейчас, когда у нас есть время на учебу, на то, чтобы закрыть какие-то долги. Потому что диплом уже в конце мая, ГОСы, будет непросто, но я думаю, что справлюсь.
- Ты реально видишь себя хоккейным тренером в будущем?
- Ну а почему нет? Я думаю, что когда карьера закончится, а она не такая уж у хоккеиста длинная, разорвать свою жизнь с хоккеем вряд ли получится.
- Что читаешь, смотришь, слушаешь?
- Мне очень нравятся автобиографии каких-то выдающихся личностей. Последнюю я прочитал о Майке Тайсоне – "Беспощадная истина". Эта книга произвела на меня большое впечатление.
- Зачем он ухо-то откусил, там написано?
- Там написано все и в подробностях, но есть и нецензурная брань, поэтому мне даже как-то неловко об этом говорить, но это очень интересная книга, всем советую ее прочитать. Я думаю, такие истории могут повлиять на людей.
- А какая личность повлияла на тебя?
- В каждом спорте есть люди, которые могут повлиять на окружающих своим примером. Такие, как Майкл Джордан или тот же Майк Тайсон. Конечно, у него разные стороны были, но то трудолюбие, та работоспособность, которые он демонстрировал, вызывают уважение.
- Кто твои друзья из хоккея?
- Макс Минеев, мой лучший друг с детства. Как он приехал, мы с ним постоянно вместе и дружим. Костя Лобачёв, вратарь «Омских Ястребов», тоже мой хороший друг. Вот мы втроём.
- Рад за Минеева, что он пробился? И за счёт чего, как ты думаешь?
- Конечно, рад! За счёт того, что… Это вообще очень интересная тема. Думаю, он сумел показать себя с лучшей стороны, он креативный игрок, он всегда таким был. Иногда делал не то, что говорят. А бывало, что и не иногда, это выходило ему боком, но в этом году ему это помогло, и та уверенность, которую он обрёл, была необходима – я очень рад за него. Он сейчас в расположении олимпийской сборной России, я его поздравил сразу, как узнал, и он сам очень взволнован, это что-то новое для него, он впервые вызван. Мы постоянно на связи, поддерживаю его.
- Ещё целая тройка у нас там: Михеев – Семёнов – Кошелев.
- Да, но они были уже там, конечно, пожелаем удачи всем «ястребам».
- Сейчас у тебя наступает этап, когда нужно делать шаг вперед, чтобы закрепиться на высшем уровне. Что ты планируешь делать в межсезонье, как собираешься работать, чтобы сделать этот шаг?
- Я в принципе каждый год делаю одно и то же, я знаю своё тело, свой организм. В принципе, не отдыхаю, мне больше недели не нужно. Тело привыкло к работе, к нагрузкам.
- Тебя на предсезонных сборах даже ставили в пример основному составу – как планку делать.
- Не знаю, где-то что-то лучше получается, чем у остальных, я думаю, это всё за счёт тренировок и самостоятельной работы над собой. Это даёт преимущество, я знаю, я это почувствовал на себе. Тренировочной процесс никогда не вызывал усталости. Не было такого, что не хотел идти на тренировку или был бы в плохом настроении. Когда утром все не хотели вставать, я наоборот сразу подпрыгивал, ждал этого.
- А погулять? Расслабиться, почудить – для тебя вообще такого не существует?
- Можно погулять, но у меня это больше в правильном понимании. Отдохнуть – это сходить в баню или в кино, с теми же племяшками поиграть, разгрузиться. Это мне очень помогает, я так отдыхаю.
- Совсем скоро в Омске и Сочи пройдет «Кубок Газпром нефти». 11-летние пацаны будут на большом турнире сражаться за трофей. Как оценишь значение такого турнира для становления совсем молодых игроков? Какой совет дашь парням?
- Каждый год мы приходим на матчи Кубка – посмотреть, как играют ребята, поболеть за наших. С каждым годом он становится всё больше, уровень растёт, это вызывает определённое восхищение. Когда играл я, такого и близкого не было, а сейчас приходит целый стадион! 10 000 зрителей, думаю, ребятам очень непросто справиться с давлением, но то, что делают организаторы Кубка – это очень здорово для детей и для развития хоккея в целом. Какой совет я мог бы дать ребятам? Они в самом начале своего пути, им ещё очень долгая дорога предстоит, так что пока – играть и получать удовольствие от игры, радовать своих близких и родных.
- О чём ты мечтал в 11 лет?
- Играть в хоккей, вот и всё. Так получилось, что я попал в очень сильную команду в детстве, и мы практически не знали поражений, выигрывали всех – тот же «Кубок Газпром нефти». Он мне потому и запомнился не особо, что мы не испытывали никаких проблем ни с одной командой. А потом уже, когда ребята стали подрастать, стало посложнее.
- Идет голосование за Приз Киселева, твой друг Константин Лобачев идет на второй приз. Ты получал награду в прошлом сезоне. Как считаешь, вот эта клубная традиция - хороший стимул для воспитанников школы, игроков молодежной команды?
- Конечно, это очень приятно – получать такую награду, которая носит имя «отца омского хоккея» Леонида Георгиевича Киселёва. Я получил в прошлом году и испытал по-настоящему сильные эмоции: мне было очень радостно, и я был горд. Сезон получился не очень хорошим в плане результата команды, но мои заслуги оценили, и это было приятно. Насчёт Кости могу сказать, что люди, которые наблюдали за игрой «Омских Ястребов», знают, как он играл и спасал, тащил команду, больше половины результата команды в процентном соотношении – его заслуга. Какие-то вещи я вообще не понимаю, как он делает, он очень здорово играет.
- Следите за обновлениями, мы совсем скоро объявим дату церемонии вручения Приза им. Киселёва этого сезона! Продолжим. В «Авангарде» каждый год под основой ходят несколько своих воспитанников, ты в их числе. Насколько все это важно для клуба – что омские парни рвутся защищать цвета своей команды на высшем уровне?
- Это очень хорошо для клуба, для развития омского хоккея, для болельщиков, ради которых мы выходим на лёд, играем, отдаём силы, стараемся порадовать победами. Я думаю, воспитанники очень искренни в отношении к родной команде, играют именно за эмблему на груди, я думаю, люди это видят и ценят.
- Ты уже сказал, о чём мечтал в 11 лет, а о чём мечтаешь сейчас?
- Я мечтаю добиться чего-то выдающегося в этом спорте, наслаждаться каждым днём, когда я выхожу на лёд. Это моя отдушина, я очень люблю это дело, я не могу назвать это своей работой, это скорее искусство для меня. Работать над собой, трудиться каждый день – меня всё это мотивирует, я понимаю, что мне это нужно, что это долгий путь и это тяжело. Некоторые думают, что выйти и погонять шайбу – это легко, но нет, это огромный труд и тяжёлая работа, не все это понимают, к сожалению, но есть люди, которые это осознают.
Пресс-служба ХК "Авангард"