Звезда средних возможностей. Как Максим Соколов стал лучшим вратарем ЧМ в Швеции
Источник spbvedomosti.ru
Двадцать лет назад это стало суперсенсацией. Работящая сборная Бориса Михайлова привезла серебро с чемпионата мира по хоккею, совершив в плей-офф уникальное преображение. Главным героем того успеха выступил вратарь Максим Соколов, которому на днях исполнилось пятьдесят.
Соколова по итогам того ЧМ в Швеции назвали лучшим вратарем. Такого признания петербургские голкиперы прежде никогда не получали. Максим отражал по четыре десятка бросков за матч, чудесным образом затащив сборную России в финал, — словом, заслужил.
На стыке веков сборная России не была избалована международными успехами. Грызня за власть и подковерные игры ФХР сделали ее лидером по количеству так называемых отказников. В НХЛ выступали полсотни классных хоккеистов, а на ЧМ приезжал только Алексей Яшин. В 2002‑м не приехал и он — «Айлендерс», за который выступал Алексей, был занят в плей-офф. Из-за океана на выручку выдвинулись трое добротных игроков, но не звезд: защитник Дмитрий Калинин (к слову, будущий капитан СКА), нападающие Максим Афиногенов (к слову, будущий форвард СКА) и Роман Ляшенко. В общем, получилась, как говорят, рабоче-крестьянская команда, которая даже в плей-офф пролезла со скрипом, едва не уступив это право сборной Украины. И когда в 1/4 замаячили не знавшие поражений чехи с Яромиром Ягром (тогда еще 30‑летним), перспективы рисовались не самые радужные.
Соколов начинал тот турнир вторым номером. Тренеры больше верили в Егора Подомацкого из «Локомотива», но тот не блистал, и после ничьей (3:3) с той же Украиной тренеры дальше решили идти с Соколовым. Чуда, впрочем, не произошло — россияне на излете группового этапа уступили финнам (0:1) и словакам (4:6). Время чудес наступило в плей-офф. 36 спасений петербургского вратаря в четвертьфинале, и Ягр с компанией отправились отдыхать. А невероятная буллитная серия с финнами в полуфинале 9 мая вошла в учебники вратарского хладнокровия (если такие есть). Соколов не пропустил ни разу, и сборная России оказалась в финале.
Карьера Соколова на взрослом уровне берет свой отсчет 21 октября 1990 года. 18‑летнего парня выпустили на площадку Ледового дворца СКА на 13‑й минуте матча против киевского «Сокола». Валерий Иванников, начинавший ту встречу, пропустил к тому времени трижды, и нужно было что‑то менять. Бенефиса не случилось: будущий оплот сборной России выгреб еще три шайбы, а СКА уступил киевлянам 1:6.
СКА в начале 1990‑х страдал от безденежья, в лучшем случае занимал место в середине турнирной таблицы и даже в маленьком дворце на Ждановке играл при полупустых трибунах. Так что вратарям СКА работы хватало, Соколов порой без замен проводил по сорок матчей и набрался необходимого опыта. Получая предложения от грандов тех лет, лучшие игроки СКА, как правило, долго не думали. Однако Соколов, человек по натуре не склонный к переменам, десять лет сопротивлялся переезду и только в 28, когда в Питере не потянули контракт ставшего уже топовым вратаря, перебрался в Череповец. Игроком «Северстали» он дебютировал в 2001 году на ЧМ, а через год стал главным героем турнира, хотя после финала привычно выражал недовольство своей игрой.
— По моей вине команда лишилась золотых медалей, — говорил он. — В первом случае я не увидел момент броска, а от Петера Бондры пропустил, потому что в суперлиге 90 процентов игроков сделали бы пас на дальнюю штангу. Вот я и сыграл по дальнему игроку. Этот чемпионат многому меня научил. Раньше я говорил, что не могу играть на столь высоком уровне. Теперь вот понял, что могу.
Недостаточная вера в себя, свойственная интеллигентным людям, Соколову, конечно, мешала в карьерном росте. Александр Хаванов, защитник, поигравший по обе стороны океана, говорил, что таких фанатов хоккея, как Соколов, нужно еще поискать. При этом о себе, о своей игре он отзывался скромно и даже критично, называя себя «вратарем средних возможностей».
После Кубка мира, где в 2005 году собрались лучшие хоккеисты мира, Соколова звали в НХЛ. Максим, в тот момент уже 32‑летний семейный человек, не рискнул, смутившись двусторонним характером соглашения от «Бостона» — его могли в любой момент отправить в дочернюю команду.
— Я, конечно, себя немного корю за то, что не рискнул, — признавался он спустя годы. — Мой постоянный оппонент из сборной Чехии Роман Чехманек, уехав в «Филадельфию» в 29, отыграл впоследствии в НХЛ четыре сезона. А я сомневался, что вытяну уровень, но матчи Кубка мира показали, что напрасно.
Среди вратарей российской сборной Соколов по‑прежнему остается рекордсменом по количеству матчей — 88. Помимо серебра-2002 в его активе бронза ЧМ-2005, но за золотом Квебека он наблюдал уже как болельщик. Зато спустя семь лет, оказавшись в штабе Вячеслава Быкова ответственным за вратарей, Соколов осуществит свою давнюю мечту: выпьет чемпионского шампанского вместе со СКА (свое единственное золото страны как игрок он взял в 2004 году с «Авангардом»).
Тренером в системе СКА он трудится уже восемь лет. Пережив чудовищную семейную трагедию, вернулся на мостик. Минувший сезон Соколов отработал ассистентом в «СКА-Неве». Его именной стяг много лет висит под сводами Ледового. Очень хотелось бы, чтобы рано или поздно в Ледовый на работу стал ходить и сам Максим Анатольевич — уже в качестве тренера СКА: ассистента, а может, и главного…
Даниил Ратников