Голкипер "Авангарда", приглашенный в сборную России, рассказал "СЭ" о том, чего ждет от нового президента КХЛ, Лиге чемпионов и русском "Сент-Луисе".
ПОКОРИТЕЛЬ КАНАДЫ
Уже мало кто помнит, что в 2010 году его без сожаления отпустил в Мытищи ЦСКА, не захотев бороться в арбитражном суде. А через полгода Барулин стал самым ценным игроком Кубка Гагарина, наведя с "Атлантом" и Милошем Ржигой шороху в плей-офф, когда дошел до финала. Именно тогда он превратился в топ-голкипера. С тех пор Барулин стабилен, спокоен и выручает. Пожалуй, лучшего вратаря для больших дел не найти.
Однако со сборной – несмотря на бронзу в 2007-м (не провел ни одного матча) и золото в 2012-м (всего две игры) – роман не складывается. Единственный раз он был первым номером на чемпионате мира-2011 в Братиславе при Вячеславе Быкове и Игоре Захаркине. 12 мая 2011 года вся страна хотела носить его на руках после победы в четвертьфинале над Канадой, унизившей нас на Олимпиаде в Ванкувере. Россияне выиграли 2:1, а Барулин сделал 36 "спасений". В той Канаде блистали Нэш, Спецца, Фанеф, Кейн, Эберле, Таварес, Дюшен – сплошь звезды, и Барулин всех их, что называется, съел. Однако 13 мая в полуфинале с финнами наше счастье закончилось – юнец Гранлунд забил памятный гол из-за ворот – "за шиворот" Константину, положив шайбу на крюк, и мы уступили 0:3.
В 2012-м россияне станут чемпионами мира, но вклад Барулина в титул будет минимальным. С тех пор в сборную его брали только на этапы Евротура. Не забывает про одного из самых стабильных голкиперов КХЛ и Олег Знарок.
МОЛОДЫЕ ВРАТАРИ ПОДПИРАЮТ
– Как оцените первую половину сезона? "Авангард" идет вторым на "Востоке", у вас в активе четыре "сухаря".
– В принципе, получается то, что и задумывали перед сезоном. Только вот некоторые игры не скажу, что провалили, но пережили небольшой спад в начале октября, и свои очки отдали.
– Вам сейчас 30 лет – для вратаря, можно сказать, начало карьеры. Чувствуете, что способны на большее, что можете расти и биться за пост первого голкипера сборной?
– Конечно, могу. И готов к этому. Уверен, все только начинается. Опускать руки никогда нельзя, и начинать никогда не поздно. Тем более что сейчас работаю со своим любимым тренером вратарей Юсси Парккилой.
– На Кубок Первого канала вызвали трех голкиперов. Наверняка всем дадут провести по матчу. Неужели по одной-единственной игре можно доказать тренеру, что ты сильнее конкурента?
– Тренеры в первую очередь думают о том, чтобы не загнать игроков, ведь регулярный чемпионат тяжелый, паузы никакой нет ни перед Кубком Первого канала, ни после. При этом все равно нужно постоянно доказывать свою состоятельность, даже в одном матче.
– В нынешнем сезоне, наверное, как никогда высока конкуренция среди российских голкиперов – вы, Галимов, Кошечкин, Еременко, Гарипов, Иванников. Плюс молодые подпирают – Сорокин, Шестеркин, Налимов, ваш сменщик по "Авангарду" Костин. Настала эра российских вратарей?
– Стали доверять своим ребятам, давать игровое время, поэтому и раскрываться все стали. Вторая причина – растет уровень чемпионата, а с ним и класс наших голкиперов. Если, допустим, лет семь назад человек 5-7 первых номеров в клубах-лидерах были сплошь иностранцы, то сейчас такого нет. Мы подросли до больших команд, молодежь отличная появилась – это огромный плюс и стимул работать дальше. Это, наконец, подстегивающая конкуренция.
– Тем более что раньше в топ-клубах российского голкипера было днем с огнем не сыскать, а нынче везде наши люди.
– Именно. Кстати, если до КХЛ две-три лучших команды суперлиги с вероятностью 99,9 процента обыгрывали аутсайдеров, то сейчас такого нет. Теперь у всех хорошие бюджеты и составы, то есть любой клуб способен биться за путевку в плей-офф. А там за медали и восьмая команда бороться в состоянии.
НА СУММАНЕНА НЕ ОБИЖАЮСЬ
– Почему за два года в Казани вам не удалось дотянуться до финала Кубка Гагарина?
– В первый сезон мы практически дошли до финала, в одном шаге остановились, уступив "Трактору". В "Ак Барсе" идет смена поколений, переформатирование команды. Клуб долго искал своего тренера, в итоге вернувшись к истокам.
– В Омске есть надежда на большие победы?
– Почему только надежда? Мы работаем и стремимся к успеху в Кубке Гагарина, показываем хороший хоккей.
– Пример Кошечкина, который до 30 лет дальше первого раунда плей-офф не заглядывал, а в 31 год стал чемпионом, вдохновляет?
– Конечно. 30 лет, повторюсь, не показатель. Если ты работаешь и держишь себя в хорошей физической форме, то можешь и до 40 играть. Возьмем Гашека или Ягра. Или вот свежий пример – мой любимый вратарь Мартин Бродер две недели назад в 42 года подписал контракт с "Сент-Луисом"! И это не финал. Главное – стремление, работа, воля. В общем, все в наших руках.
– Главный тренер "Авангарда" Раймо Сумманен – человек очень эмоциональный. В матче с "Салаватом" он вас заменил после первого же пропущенного гола на третьей минуте поединка. Обиделись?
– Я ведь не мальчик уже, чтобы обижаться. Тут нужно понимать Раймо. Это человек со своей спецификой, и к нему нужно привыкнуть. Ранней заменой он меня психологически не надломил. Может, наоборот, какой-то воспитательный элемент с его стороны присутствовал. Мы с ним поговорили потом, вроде отношения после этого не испортились.
– Для игрока, а для вратаря особенно, важно доверие тренера. Сумманен вам доверяет?
– Сто процентов. Никакой критики от меня не будет, я постоянно играю столько, сколько хочу. К тому же летом Раймо сам позвонил мне и сказал, что хочет видеть в своей команде. Такое отношение для игрока много значит.
НЕЛЬЗЯ ЗАБЫВАТЬ СВОИ КЛУБЫ
– Омск находится рядом с Казахстаном. Вас что-то связывает еще с родной Карагандой?
– Родственников много осталось. Очень хочу съездить туда, но времени нет. Летом с семьей стараемся куда-то в теплые края выбраться. Поэтому только когда в Астане играем, все родные там собираются.
– За действующего обладателя "Братины" карагандинскую "Сарыарку" в ВХЛ болеете?
– Не болею, но слежу. У меня там близкий друг долго играл – нападающий Илья Малюшкин.
– Вы, пожалуй, последний яркий представитель казахстанской школы хоккея. До вас были Набоков, Колесник, Тарасов, Кочнев, Кузнецов, Еремеев. Заглохла там школа?
– В казахстанском хоккее, скажем так, долго длился застой. В начале-середине 1990-х все уехали в Россию – Женька Набоков, за ним Колесник, Кочнев, и я в 1998-м последним в Тюмень перебрался. После этого там провал случился. Сейчас снова развитие началось – глядя на "Барыс" и "Сарыарку", дети пошли в секции. Появились свои ребята – Жайлауов, Рахманов, Гребенщиков. Немного нужно подождать, когда эффект массовости перейдет в качество.
– Чего ждете от нового президента КХЛ, каких реформ?
– Жду развития лиги. Да, есть много нюансов и мелких вопросов, о которых мы поговорим с профсоюзом. А так считаю, что идем правильным путем, лидеры каждый год набирают обороты, привлекая новых болельщиков. Жаль только, что некоторые команды покидают лигу. Увы, нет "Спартака". Неизвестна судьба "Атланта" на следующий год. А ведь "Спартак" – это имя. "Атлант", как ни крути, – это бренд, клуб, где я каких-то высот достиг. Как ни приедешь в Мытищи, непременно полный дворец, всегда приятная и дружелюбная атмосфера на трибунах, организация в клубе на хорошем уровне – жаль все это терять.
– Дмитрий Чернышенко обещал возродить "Спартак" и "Крылья Советов". Больше российских клубов – это хорошо, или надо больше иностранных команд брать?
– Давайте рассуждать. Привлечение иностранных клубов привлекает к лиге дополнительный интерес: многие болельщики хотят слетать в Европу, посмотреть, как наши команды и игроки будут смотреться там. Во-вторых, самим европейцам полезно проверить себя на фоне наших топ-команд. Я только за вступление сильных заграничных клубов. Но против того, чтобы терять и забывать свои. Возрождение "Спартака" и "Крыльев" станет для лиги громадным плюсом. Да и такие богатые и крупные города, как Тюмень и Красноярск, при наличии современных арен способны вступить в КХЛ.
– Как считаете, нашим клубам стоит участвовать в Лиге чемпионов или нам своих "Йокерита" с "Медвешчаком" и "Слованом" хватит?
– Тут все дело в календаре. Нужно предусмотреть окна под Лигу чемпионов и этапы Евротура, чтобы хоккеисты могли нормально играть и восстанавливаться. Мне, как и любому спортсмену, интересно завоевать какой-то кубок, а Лига чемпионов – престижный турнир.
– Какой календарь вас, как игрока, идеально устроил бы?
– Сейчас проблема в чем: на "Западе" больше интересных матчей, чем на "Востоке". Потому что на "Восток" не все лидеры прилетают, и бывает, что с какой-то командой по пять раз встречаешься, а с какой-то всего разок и к тому же в гостях. На мой взгляд, лучше бы сделали два круга – все со всеми по разу дома и на выезде плюс с клубами своего дивизиона по две встречи на родном льду и чужом, чтобы 60 матчей в чемпионате у каждого получилось.
С "СЕНТ-ЛУИСОМ" НА СВЯЗИ
– Задрафтовавший вас в далеком 2003 году "Сент-Луис" еще зовет?
– Секрет. Не буду пока все карты раскрывать. С руководством "Сент-Луиса" мы общаемся, все время на связи, они следят за моей игрой.
– Тарасенко сейчас там зажигает.
– Парень раскрылся. Вообще, если собрать всех русских, кто находится в системе клуба – а это Виктор Александров, Сергей Андронов, Иван Барбашев, Максим Летунов, Дмитрий Яшкин, Дмитрий Семин, Евгений Скачков, Дмитрий Сергеев, Андрей Первышин, то получился бы хороший российский коллектив.
– Кто у них в воротах играет?
– Кроме Бродера, не помню. Если честно, за НХЛ не слежу. Единственное, мне интересно, как там наши голкиперы – Набоков, Брызгалов, Худобин, Варламов… Но в первую очередь за Бобровским наблюдаю. Он впечатляет своей игрой, молодой и перспективный парень, импонирует мне. Вижу, как Василевский пытается пробиться в НХЛ, но ему тяжело будет.
– Вы в свое время в 20 лет решили не ехать в Cеверную Америку, как Василевский.
– У меня другая ситуация была. Я бы поехал, не имея опыта игры в команде мастеров, а он отправился туда после двух хороших сезонов в КХЛ.
– Мечту об НХЛ не оставили?
– Нет. Но я патриот. Люблю Россию, и мне нравится здесь играть. У меня тут семья, родители. Есть люди, которым хочется за океан с детства. А есть те, кто привязан к России. Возьмите Зарипова, Мозякина, Никулина, которым тоже предлагали в НХЛ хорошие контракты, но они остались дома.
– Как дела у вашего младшего брата Владислава? Пару лет назад он в чемпионате Румынии выступал.
– Влад на любительском уровне в Казани играет. До последнего пытался цепляться за профессиональную карьеру, но не получилось.
– Сыну Яну коньки уже купили?
– Постоянно просит их и клюшку. Сделаю ему новогодний подарок.
– Помнится, в одном из интервью вы сказали: "Мой сын, даже если захочет, не будет вратарем".
– Это точно!
– И все же вдруг захочет?
– Не надо, пусть лучше в поле играет.
Кирилл Беляков, "Спорт-экспресс"