RU
EN

СМИ о клубе

Психология в профессиональном спорте: помощь или вред?

Источник Официальный сайт КХЛ

Ментальная подготовка хоккеистов не менее важна, чем физическая или техническая. В рамках рубрики «Карьера» KHL.ru совместно с Хоккейной Академией «Авангард» готовит серию публикаций, касающихся различных нюансов спортивной психологии. На вопросы отвечает руководитель отдела психологического сопровождения Академии Наталья Павлова.

Психология в профессиональном спорте — не помощь и не вред, а составная часть подготовки. В каждом навыке, отрабатываемом на тренировке, есть ментальный компонент: например, упражнения на баланс связаны с умением концентрироваться, развитие всех видов выносливости идёт параллельно с совершенствованием волевых процессов, слаженная игра на льду во многом обусловлена здоровым социально-психологическим климатом в команде. А если говорить о работе спортсмена с психологом, это как взаимодействие с тренером или врачом. Сотрудничество и доверие всегда приводят к положительному результату, и к выбору спортивного психолога необходимо подходить основательно — этому человеку придётся раскрывать душу. 

— Насколько изменилась психология спорта за последние 20 лет? 
— Спортивная психология сейчас переживает очередной подъём популярности и востребованности. Предыдущий такой этап наблюдался в 80-е годы, когда практически в каждой комплексной научной группе был психолог. В настоящее время подготовкой кадров в области спортивной психологии занимаются многие вузы. Спрос рождает предложение.

— В чём эти изменения? 
— Отмечу два основных отличия, они больше всего проявляются в последнее время. Первый — формат работы. Общение с психологом online позволяет спортсмену из любого уголка страны получить квалифицированную помощь, что раньше было затруднительно: ведь не в каждом городе есть специалисты необходимого профиля. Ещё одна разновидность — дистанционные курсы для спортсменов, их родителей и тренеров. Они были очень популярны в начале пандемии, но сейчас в этом сегменте пошёл спад. 

Второе — направления психотерапии. Во всём мире идёт постепенный уклон в сторону сокращения продолжительности психотерапии, и если брать спорт, то в этом компоненте пальма первенства у когнитивно-поведенческой терапии. Её четкая методология помогает в короткие сроки получить очень хорошие результаты. В период пандемии, когда спортсмены остались без тренировок и стартов, тревожные симптомы удавалось купировать за одну-две сессии. И еще один подход, который помогает в достижении максимальных спортивных результатов – это коучинг. В данном случае работа направлена на реализацию значимых для спортсмена изменений в профессиональной сфере, на движение вперед без погружения в прошлые травматичные ситуации (что специфично для когнитивно-поведенческой психотерапии), а также на развитие осознанности в отношении всей своей жизни. В настоящее время Ассоциация когнитивно-поведенческой терапии проводит обучение специалистов по направлению «Коучинг», направленное на работу с клиентами, не имеющими расстройств. Там используется интегрированный подход.

— С какого возраста спортсмену можно и нужно работать с психологом?
— Начинать можно уже на этапе ориентации по видам спорта: определять ведущие и лимитирующие факторы ребёнка, давать рекомендации тренеру и родителям, если это необходимо. Настоящая же работа начинается ближе к подростковому возрасту, а пик обращений — во время перехода во взрослый спорт. Именно на этом этапе мы теряем большую часть талантливых игроков, которым пророчили светлое будущее в профессиональном хоккее. 

— В хоккее спортивные психологи работают чаще с командой или с отдельно взятым игроком?
— Если в организации есть штатный психолог, то соотношение индивидуальных и командных занятий будет два к одному. Сейчас доля личных консультаций во много раз превышает работу с командами. Это связано с отсутствием специалистов в клубах и детско-юношеских школах. А выезд психолога с командой на игры — очень большая редкость.

— В каких случаях какой подход действеннее? 
— Если в команде много новых игроков, или новый тренер, то групповые техники будут во много раз эффективнее индивидуальных встреч. В случае затянувшейся неудачной серии, боязни совершить ошибку — работа с командой даст минимальный результат, при этом улучшение психоэмоционального состояния одного игрока сможет повлиять на весь коллектив. 

— Насколько часто общую цель ставят выше личных амбиций? 
— Результат команды дает больше эмоций, энергии. Можно быть лучшим бомбардиром чемпионата, но если команда не выходит в плей-офф, то личное достижение не имеет значения. Юные талантливые хоккеисты, которые забрасывают множество шайб, обыгрывая по пути трёх-четырёх соперников, и собирают на детских турнирах все индивидуальные призы, к сожалению, не способны играть на команду. Очень важно уметь забить, но иногда для победы необходимо отработать в обороне, поймать на себя шайбу и сделать ещё много мелкой черновой работы, из которой строится командный результат.

Досье

Наталья Павлова

Руководитель отдела психологического сопровождения Хоккейной Академии «Авангард», кандидат биологических наук. 

В «Авангарде» с 2019 года, а общий опыт работы со спортсменами превышает 20 лет. Автор более 100 научных публикаций, спикер и участник многих международных конференций и конгрессов, среди которых Всемирная конференция Международной федерации университетского спорта «Инновации — образование — спорт» и Международная научно-практическая конференция психологов «Рудиковские чтения».

Последние новости

«Авангард» отправился на выезд

Клуб

«Авангард» отправился на выезд

ДА, ЭТО НАУКА! | Победная раздевалка «Авангарда» после матча с «Адмиралом» (ВИДЕО)

Клуб

ДА, ЭТО НАУКА! | Победная раздевалка «Авангарда» после матча с «Адмиралом» (ВИДЕО)

Даррен Диц покидает «Авангард»

Клуб

Даррен Диц покидает «Авангард»

Мастерский гол Прохоркина стал решающим! «Авангард» победил «Адмирал»

Клуб

Мастерский гол Прохоркина стал решающим! «Авангард» победил «Адмирал»

Вернуться наверх
data != null && Array.isArray(data)