КХЛ
А. Кузьмин: Судат дал мне путевку в большой спорт. Научил очень многому: трудолюбию, дисциплине
Источник fxju.sevensport.ru
Интервью с заслуженным тренером России Александром Константиновичем КУЗЬМИНЫМ, 17 марта отметивший своё 70-летие.
– Александр Константинович, поздравляем вас с юбилеем! Как жизнь молодая?
– Молодеем потихоньку. Вот уже до 70 лет помолодел (улыбается).
ДЕТСТВО В ШАХТЕРСКОМ КРАЕ
– Как проходило ваше детство в шахтерском крае?
– Я родился в Ленинске-Кузнецком Кемеровской области (40 км от Белово). Затем открылась новая шахта, и мы всей семьей переехали в Белово. Играли улица на улицу. При шахте организовали детские команды. Я стал ходить через стадион – и стал пропускать занятия музыкой (по классу баяна). Начинали играть в русский хоккей, где тоже был вратарем. В 1961 году из Новокузнецка (100 км до Белово) привезли бывшую в употреблении хоккейную форму – и стали культивировать хоккей с шайбой. Самое интересное – записаться в детскую спортивную школу, которая появилась в нашем городе с 1961 года.
Тренера у нас не было, а с нами занимался организатор Николай (фамилию не помню). Ему в шахте придавило ногу – его перевели работать с детьми. А начинал я в футболе вратарем. В сезоне-1964/65 играл в 16-17 лет за взрослую хоккейную команду на первенство Кузбасса, в котором участвовали команды Новокузнецка, Кемерово, Прокопьевска, Осинники, Мыски, Киселевска, Ленинск-Кузнецка, Белово, Юрга...
ОМСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ
В 1965 году уехал в Омск и поступил на кафедру футбола и хоккея местного института физкультуры. Продолжал играть и в футбол, и в хоккей. Во время учебы в Омском институте физкультуры в полуфинале студенческого первенства страны по футболу мы играли с командой МАИ и стали серебряными или бронзовыми призерами РСФСР в 1967 или 1968 году.
Тренером в хоккее был Марк Исаакович Судат. Он дал мне путевку в большой спорт. Научил очень многому: трудолюбию, дисциплине. При институте Судат создал команду «Локомотив» в 1966 году. Сначала я был запасным вратарем. А в сезоне 1968/69 году мы вышли в класс «А»: полуфинал был в Рудном, а финал в Ухте. Мы заняли первое место. Я получил приз лучшего вратаря России, стал чемпионом РСФСР. Второе место занял СКА Хабаровск (там играл Генка Цыганков). Третье – Ухта.
В 1969 году закончил институт, но еще год играл за омский «Локомотив». В 1970-м году был призван в СКА Новосибирск, где отыграл сезон-1970/71. Потом на «пульке» в Свердловске был приглашен в «Водник» Тюмень. В 1971 году приехало руководство «Водника» – зам. директора Кока Гутманович Авербух и тренер Евгений Владимирович Субботин (сам из Пензы). В 1968 году они вышли в класс «А». А омский «Локомотив» вышел в класс «А» в 1969 году.
ЧЕЛЯБИНСКИЙ «ТРАКТОР»
– А как вы оказались в челябинском «Тракторе»?
– Я год отыграл за Тюмень, мне стали поступать предложения. Когда мы играли в Чебаркуле (не помню, играл ли тогда Харламов), моя игра понравилась Виктору Ивановичу Столярову. В челябинский «Трактор» попал в сезоне-1972/73. Я приехал летом 1972 года. Даже захватил чествование «Трактора» в «Уральских пельменях» (челябинцы тогда заняли пятое место). В команде были мои ровесники – Аровин, Картаев...
После «Вооруженки», Герасимов поехал в «Трактор», а я – в Тюмень. Когда я пришел в «Трактор», вратарями были Витька Иванов (основным) и Лёха Герасимов. Я заменил Иванова.
Я был вратарь-самоучка. Получилось, что из второй лиги пришел сразу в высшую (минуя первую). И не смог адаптироваться. В «Тракторе» сыграл всего четыре матча. В матче с ЦСКА мне нагрузили полное «лукошко» (14 шайб). А «Спартаку» мы попали 1:9. Одно очко я принес в Свердловске в матче с «Автомобилистом» (4:4 или 5:5). И я понял, что это не моё.
ИМЕННЫЕ КОМАНДИРСКИЕ ЧАСЫ
– Уезжал из «Водника» Тюмень, а пришел в «Рубин». За сезон моего пребывания в «Тракторе» команду Тюмени передали градообразующему крупному военному моторному заводу, у которого позывной был «Рубин». Так и назвали команду. За «Рубин» отыграл 8 сезонов (1973 – 1980).
– Что было самым запоминающимся?
– В 1979 мы вошли с заслуженным тренером РСФСР Владимиром Евгеньевичем Шумковым (свердловчанин) в первую лигу. В первом сезоне мы по своей группе заняли третье место, во втором – второе место.
– Были спасения, матчи «на ноль»?
– Конечно! Сыграл «на ноль», когда в 1971 году СКА Новосибирск играл с Прокопьевском (4:0). Командующий зашел в раздевалку и подарил мне именные командирские часы.
В ВШТ С КАРТАЕВЫМ
– Дальше сразу же пошел тренерский этап?
– Нет. В 1980-м году вместе с Анатолием Зиновьевичем Картаевым (дружим до сих пор) поступил в Высшую школу тренеров в Москве. Закончили её в 1982 году. Я приехал в Тюмень и стал начальником команды мастеров «Рубин». Главным тренером был Юрий Иванович Коновалов (Царство ему небесное!). В 1982/83 работал начальником команды. Техническая, политическая, политико-воспитательная работа – всё, чему учили в институте.
В 1983 году команда вылетела во вторую группу (ослабло финансирование после отъезда Шумкова). В основном играли ребята из свердловского «Автомобилиста». Когда деньги перестали поступать, они мигрировали обратно домой. Стали вводить в команду тюменскую молодежь – и вылетели из первой группы.
ТРЕНЕРСКАЯ СТЕЗЯ В ТЮМЕНИ
– На следующий год Юрий Иванович ушел – его пригласили в Брянск. Посоветовались и решили поставить меня главным тренером. Это перед сезоном-1983/84. А у нас в то время дворец был без крыши. Меня вызвали и сказали: «Домашние матчи играй где угодно – будем реконструировать дворец.
Мы даём тебе три года и ставим задачу, чтобы ты спас тюменский хоккей – не дал вылететь команде из класса «А». Вместо трёх лет дворец реконструировали пять лет. Мы играли дома только, когда наступали морозы на открытой площадке стадиона «Юность», который в простонародье называли «козлятник». А 60-70% домашних матчей проводили в Екатеринбурге, Первоуральске, Ижевске, Глазове. И при этом нужно было не занять последние места среди 14 – 16 команд. Мы в эти сезоны не опускались ниже 10-го места.
В этот период я заработал большой опыт за счет проб и ошибок. Не боялся вводить в состав тюменскую молодежь, потому что на такие условия особо никто не ехал к нам. Я приглашал многих невостребованных и заканчивавших карьеру игроков из Челябинска. В своё время у меня был даже Мишка Природин (играл сезона два).
В 1988 году в Тюмени открыли дворец. Начали искать тренера. Директор завода Геннадий Иванович Райков говорит: «У вас же этот парень пять лет кувыркался, спасал тюменский хоккей – давайте дадим ему возможность проявить себя». Мне дали возможность отработать сезон-1988/89. Мы заняли четвертое место. В следующем сезоне – второе. Долгое время шли впереди, но нас обошел магнитогорский «Металлург» во главе с В.Постниковым. В очередном сезоне «Рубин» обошел «Сокол» Новочебоксарск, в котором работал Н.Соловьев. На третий сезон мы заняли первое место и вошли в первую лигу в 1992 году. Но происходит реорганизация... Появляется элитная лига, которую возглавил В.Петров. В ней мы заняли третье место. Обратились в МХЛ (Межнациональную хоккейную лигу) с просьбой принять нас. Тогда нас курировал Владимир Филиппович Альфер. Мы с Виталием Федоровичем Байдаковым ездили на совещания в Москву, в Челябинск, и Тюмень приняли в МХЛ. В первый сезон мы заняли 21-е место из 29. Затем попали в плей-офф – стали 11-ми из 16.
– Какое достижение как главного тренера?
– На тренерском мостике я тоже долгожитель как Виктор Васильевич Тихонов и Валерий Викторович Постников. 16 лет бессменно отработал во главе хоккейной команды Тюмени (с 1983 по 1999 годы).
В сезоне-1999/2000 молодежная сборная России под руководством Г.Ф. Цыгурова победила на молодежном чемпионате мира в Канаде. Андрей Никитенко стал чемпионом мира, а мне присвоили звание «Заслуженный тренер России» (два сезона отыграл у меня в «Рубине» Тюмень, попал в национальную сборную России).
За 35 лет тренерского пути лишь шесть хоккейных сезонов работал вне Тюмени. И в свой 70-й день рождения отработал с юными хоккеистами тюменского «Рубина».
СПОРТИВНАЯ СЕМЬЯ
– В 1970-м году женился на девушке из Миасса. Жена Валентина – кандидат в мастера спорта по конькам, бегала вместе с великой Лидией Скобликовой. У нас четыре сына и дочь. Анастасия – мастер спорта по художественной гимнастике, работает в ДЮСШ «Рубин» Тюмень. Все четыре сына играли в хоккей с шайбой. По стопам отца пошли Роман Кузьмин (отыграл в командах мастеров в воротах Тюмени, Новоуральска, Екатеринбурга, Перми; сейчас тренер по вратарям в команде МХЛ «Мамонты Югры» Ханты-Мансийск) и Константин Кузьмин (работает с командой Тюменского кадетского училища, заняли 2-е место в феврале 2017 среди училищ). Евгений Кузьмин играл в защите. Нападающий Егор Кузьмин (младший из сыновей) сейчас судит хоккейные матчи ЮХЛ, МХЛ.
Игорь Золотарев