Знаменитый защитник за свою карьеру успел сыграть на четырех Олимпиадах, дважды завоевав там золото, а также серебро и бронзу. Поиграл и в нашей стране за «Салават Юлаев» и ЦСКА, а в НХЛ — за «Чикаго», «Эдмонтон», «Сент-Луис», «Оттаву», «Калгари» и «Флориду». Завершив карьеру хоккеиста, Кравчук работал главным тренером юниорской сборной России, ассистировал наставникам в «Северстали» и «Куньлуне». Хоккей он детально изучил и изнутри, и снаружи. Сказать точнее, хоккей для Кравчука — стиль жизни. И в 55 лет Игорь Александрович не собирается его менять. Главная цель — передать огромный опыт новым поколениям игроков. И этим он в самое ближайшее время займется в хоккейной академии «Авангарда».
«БУДУ ПОМОГАТЬ ГОТОВИТЬ ЮНИОРОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЕ»
Наш разговор состоялся на финальном турнире первенства ЮХЛ в Омске, где Кравчук, еще официально не вступив в должность, уже наблюдал за своими будущими подопечными.
— Мне понравилась программа развития в академии, она действительно очень интересная, — рассказывает Кравчук о своей новой работе. — Видно, что и у нее, и у клуба в целом большие перспективы. Я буду отвечать за развитие молодежного хоккея, включая старшие возраста. То есть заниматься с ребятами с семнадцати до двадцати лет. Если вкратце — объем работы очень большой.
— Получается, что вы берете на себя самый трудный период в карьере любого игрока — переход из юношеского хоккея во взрослый?
— Именно так. Буду помогать готовить молодых хоккеистов к взрослой карьере. Учить их, что значит быть профессионалом. От чего надо научиться отказываться, чтобы им стать. Какие решения принимать в своей спортивной жизни. Ответственная работа, но очень интересная.
— Тогда сразу вопрос: от чего конкретно юниоры должны отказаться, чтобы чего-то добиться во взрослом хоккее?
— От развлечений. Карьера спортсмена яркая, но очень короткая. Капитаном корабля можно быть до 80 лет. А с хоккеем многие заканчивают в 36, до сорока редко кто дотягивает. Поэтому с юности надо соблюдать режим, следить за своим здоровьем. В современном мире слишком много электронных погремушек, которые отнимают много времени и рассеивают внимание. Можно попасть в настоящую зависимость от видеоигр…
— И еще больше — от соцсетей. Бывает, что люди на всю ночь там зависают.
— Есть и такое. А отсутствие полноценного сна — прямая угроза здоровью. При интенсивных тренировках это очень важно. Рост игрока зависит не только от того, сколько он тренируется, но и от того, как он отдыхает и насколько правильно это делает. Этому тоже надо учить. Ребята вступают в новую фазу жизни, где на них сразу наваливается ответственность. От них ждут успеха не только родные и близкие, но и клуб, болельщики. А, если ты еще и в сборную попадаешь, то ожидание большое от всей страны.
— Вы прошли советскую школу и знаете, как хоккеистов сейчас готовят за океаном. Что сегодня надо улучшить в нашем хоккейном хозяйстве, чтобы подготовка игроков стала более качественной?
— В советскую эпоху мы фактически постоянно жили на сборах. Сейчас это невозможно. Да и финансово содержать команду в таких условиях весьма накладно. На первый план выходит самоподготовка. Ты отработал на тренировке, пришел домой. Но и там работа над собой продолжается. И вот здесь у подрастающего поколения есть большие пробелы. Их родители тоже не знают толком, что можно, что нельзя. А правильный режим надо закладывать с ранних лет — 10-12. Если человек всерьез решил стать в будущем профессиональным спортсменом, надо правильно выстроить весь ежедневный распорядок. В том числе уметь верно реагировать на критику, на победы и на поражения. Эмоциональных качелей быть не должно. Ведь бывает, что после неудачного матча игрок в такую депрессию впадает, что его оттуда приходится вытаскивать месяцами. Или наоборот, такая эйфория, что человек собраться на игру не может. Победа год назад была, а он все ее празднует! Вместо этого нужно обязательно разобрать ошибки, которые есть даже в самом удачном матче. А наутро все — работаем дальше, продолжаем расти. Наша задача — добиться, чтобы парни все это делали осознанно, а не потому что их тренер заставляет. Это ведь их здоровье и их карьера.
«В КАНАДЕ ЮНОШЕСКИЙ ХОККЕЙ СЕЙЧАС ПОД ЗАПРЕТОМ»
— Вы работали тренером и в юниорской сборной, и в клубах КХЛ. Чего в первую очередь недостает молодым ребятам, которые приходят во взрослый хоккей?
— Тактических командных действий. В 19-20 лет парни не готовы играть в разный хоккей. Вот сегодня мы решили играть по схеме «1-4», а матч складывается так, что надо перейти на «2-1-2». Тактической гибкости не хватает. Или вроде талантливый парень, катание, бросок — все есть. Но — несвоевременные действия на льду. Нужен персональный тренер, чтобы показать какие-то технические моменты. Видеотренер, который разъяснит наглядно, что ты выиграешь в этой ситуации, если будешь делать не так, как привык, а так, как надо.
— В современном детском хоккее есть еще одна проблема: юные спортсмены в принципе мало двигаются. Сегодня во дворе шайбу или мяч уже не погоняешь — не с кем, все дома сидят, уткнувшись в гаджеты.
— Согласен, это ощущается. Мы-то выросли на дворовом футболе и хоккее и, конечно, были гораздо активнее. Совсем не обязательно постоянно на льду тренироваться. Можно попробовать любой другой вид спорта. Все равно эта взаимосвязь рука-глаз отразится на твоем физическом развитии. Тут и точность, и реакция, и своевременные действия в зависимости от того, что вокруг происходит. Конечно, компьютерные игры этого не заменят. Но если компания на футбол не набирается, всегда можно пойти поиграть хотя бы в пинг-понг или большой теннис, да просто побросать мяч в баскетбольное кольцо. Чем больше таких упражнений, тем лучше. Это развивает глазомер, который потом и в хоккее пригодится.
Вообще сейчас многие иностранные школы заточены на то, что сперва ребенок должен стать хорошим атлетом. Для этого ему надо попробовать разные виды спорта. И уже потом в более сознательном возрасте выбрать свой. Вот, например, мой сын учится в Канаде в колледже, где физподготовка специфически разделена. Месяц у них плавание, второй — борьба, третий — баскетбол, четвертый — хоккей, пятый — акробатика, затем их учат правильно работать в тренажерном зале… Ребенок попробует всё! А потом найдет для себя любимый вид спорта. Это у самих детей рождает желание развиваться. Человек становится всесторонне развитым, не замыкается только на хоккее или на футболе.
— Знаю, что ваш младший сын уже давно серьезно увлечен хоккеем. Как у него успехи?
— Сейчас в Квебеке из-за пандемии очень тяжелая ситуация. Там юношеского хоккея фактически нет. Если хочешь тренироваться, надо нанимать персонального тренера, арендовать лед и заниматься только с ним наедине. А это для многих очень дорого. При этом все коллективные тренировки запрещены из-за коронавируса. Играет лишь лига для более взрослых ребят, типа нашей МХЛ. Роману еще повезло, что их в августе собирали на пять недель в тренировочном лагере. Там они сыграли несколько контрольных матчей. А затем в Квебеку вновь ввели «красную зону». Через два месяца разрешили индивидуальные виды спорта. Все командные виды спорта пока закрыты.
— Почему бы не перевезти сына в Россию, где хоккеем продолжают заниматься все возрасты ребят?
— Сперва он должен закончить школу. Мои дети хорошо говорят по-русски. Но не настолько, чтобы общеобразовательные предметы на нашем языке изучать. И потом, год назад никто не понимал, как долго продлиться пандемия. Да и терерь мы этого не знаем. Нас кормили обещаниями, что вот месяц-другой, и все наладится. Но этого не произошло. А школу в Квебеке нельзя бросить посреди учебного года. Ты обязательно должен закончить класс, сдать все экзамены и лишь после этого заняться переходом в другое учебное заведение. Да и то это разрешается только при форс-мажорных обстоятельствах.
— Представляю, как канадские парни, занимающиеся хоккеем, сейчас завидуют нашим!
— Все верно. Действительно завидуют.
«ЗА ОКЕАНОМ ВСЕ ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ИГРОКИ В 13 ЛЕТ УЖЕ НА КАРАНДАШЕ У СКАУТОВ ИЗ НХЛ»
— Какое у вас мнение о нынешнем уровне хоккея в России?
— Лига растет и развивается, постоянно появляется что-то новое, многие полезные вещи берем из других стран… Но надо больше внимания уделять детскому хоккею. Вкладываться в будущее. Многое закладывается в возрасте 10 лет. Уже тогда нужно приучать ребенка трудиться, воспитывать волевые качества, уважение, дух соперничества в хорошем смысле. Если все это делать правильно, то подросток развивается гармонично и потом становится настоящим и спортсменом, и гражданином.
— Что необходимо изменить в российской хоккейной системе, чтобы юниоры перестали массово уезжать в заокеанские лиги?
— Тут многое индивидуально. Есть же пример Павла Дацюка, к которому, когда он выступал в России, не было особого внимания. Павла считали неказистым, угловатым… А в НХЛ он стал великолепным центрфорвардом, звездой мирового уровня. Но вообще, для любого человека переезд за океан — очень трудный шаг. Ты попадаешь в совершенно незнакомую среду, где нет родного языка, родственников, знакомых. Сразу приходится много учиться. Не только хоккею, но и новым отношениям в обществе, менталитету. У России и Северной Америки разные культуры. Если ты действительно решил там работать и расти, то все эти непохожести надо понять и принять.
— При этом развитие детско-юношеского хоккея в Канаде действительно гораздо более мощное. Там возрастная линейка очень тщательная. Вот возьмем, к примеру, 2005 год рождения. Там у каждой команды семь градаций. То есть по одному возрасту семь команд и все немного разного уровня. Игроки между ними постоянно перемещаются.
Вот у нас как? Если ты в команду по своему году не проходишь, то должен обязательно либо в другой город переезжать, либо вообще заканчивать с хоккеем. А в Канаде не проходишь в первую, спустился чуть ниже. Если и тут не удержался — еще ниже спускаешься. Прибавил — пошел опять наверх. Там, повторюсь, семь «ступенек». И это означает, что в любом случае парень будет играть, получать практику в полном объеме. Как минимум он будет просто регулярно заниматься спортом, а не болтаться на улице.
Даже для тех ребят, кто решил сосредоточиться на учебе, связывает свое будущее, допустим, с наукой, но при этом любит хоккей, тоже есть своя так называемая домашняя лига. Это больше для души — одна тренировка и одна игра в неделю. Они ведь в принципе не ставят задачи стать профессиональными хоккеистами. Но и для них специальная лига все равно создана. Отсюда и массовость. В России такой возможности держать подрастающих игроков на плаву нет. Поэтому многие заканчивают, так и не получив шанса раскрыться. Или летят в Канаду в 16 лет, потому что там есть где играть. Но, надеюсь, что в будущем и у нас все это тоже появится.
— Бытует мнение, что из североамериканских лиг проще попасть на драфт. Это так?
— Не скажу, что зависимость совсем прямая. Но, конечно, скаутов там сидит больше. Вот простой пример — олимпийский чемпион Юрий Хмылев, который сейчас работает в скаутской системе «Баффало». Так вот он отслеживает только детей, если не ошибаюсь, с 10 до 13 лет. Уже в этом возрасте все перспективные парни берутся на карандаш, на них заводят досье и отсылают в главный офис клуба. Далее на них переключается другой специалист, отвечающий за более старший возраст. Но у него уже есть список и подробное описание каждого хоккеиста — на какой позиции играет, что делает на льду, какие плюсы, над чем надо работать… Максимально подробная информация. Скаутская система в Северной Америке очень сильно развита. Есть люди, которые смотрят студенческие лиги, школьные, городские… Ни один талантливый юниор мимо не пройдет.
— Что вам лично все-таки ближе: пытаться создавать базу развития юношеского хоккея или поработать в клубе КХЛ со взрослыми игроками, благо опыт уже есть?
— Я настолько люблю хоккей, что для меня самое важно быть ему нужным. Вот на сегодняшний день омская академия предоставила мне возможность помогать молодежи расти, делиться опытом и знаниями. С удовольствием за это взялся. От работы никогда не отказываюсь. Потому что мне очень повезло — я всю жизнь занимаюсь любимым делом. Я очень много отдал спорту, но и спорт что-то постоянно возвращает мне. Это в любом деле так. Если умеешь отдавать, тебе потом всегда воздается.
Дмитрий Пономаренко, matchtv.ru