Хоккейная Академия
«С детьми должны работать профессионалы». Как Академия «Авангарда» готовит тренеров
Источник Официальный сайт КХЛ
Хоккейные академии – приятный тренд в современном российском хоккее. Клубы КХЛ стараются систематизировать подготовку молодых игроков внутри своих вертикалей, чтобы в будущем при формировании состава опираться на собственных воспитанников, выпестованных в соответствии со стандартами и лояльных к организации. Безусловно, кадры – главные бриллианты академий, но качественная работа с хоккеистами невозможна без профессионализма тренеров, каждый день работающих с юными спортсменами.
Это отчётливо понимают в омской академии «Авангарда», где озабочены качественным обучением своих специалистов и повышением уровня их компетенции.
«Во всей вертикали академии работают тренеры, как правило, имеющие опыт игры в хоккей на том или ином уровне, – рассказывает руководитель учебно-методического отдела Академии «Авангард» Вадим Варданян, – 25 специалистов трудятся непосредственно в Академии и ещё столько же в детско-юношеской школе «Авангард», где занимаются младшие возрастные группы. В мае 2022 года на Совете директоров клуба была принята новая концепция развития, и одной из инициатив руководства стало повышение квалификации тренерского состава, учитывая, что перед академией ставятся высокие задачи».
Отметим, что среди специалистов омской академии – не только тренеры и ассистенты, работающие с разными возрастными группами, но и тренеры узкой направленности: по общей физической подготовке, по технике катания, по броскам, по работе с нападающими и защитниками. Для всех них в прошлом сезоне было реализовано пять программ обучения.
Хоккейная академия «Авангард». Фото: Дмитрий Лошкарев
«Мы анализировали тренерский состав, их компетенции и потребности. В запуске одной из первых программ нам оказали содействие Федерация хоккея России и университет им. Плеханова. Программа делилась на две части: первая – подготовка тренеров для хоккеистов младших возрастов, вторая – обучение тренеров, работающих уже с возрастами 14-15 лет и старше», – делится подробностями Варданян.
Первая программа, направленная на малышей: «Современные технологии обучения спортивного резерва». Вторая – «Современные технологии подготовки хоккеистов на этапах совершенствования спортивного мастерства». Тут обучались тренеры академии, как очно, так и дистанционно. Слушали лекции, проходили тестирование. Тематика самая разная, начиная с нормативно-правовой части, которую тренеры должны изучить и понять, что такое статус хоккеиста, что такое отношение между агентом, школой и хоккеистом. Плюс ко всему, вопросы спортивного отбора, возрастной периодизации, планирования тренировочного процесса, инновационных тренажёров и технологии их применения. Это некий базовый курс, позволяющий оценить исходный уровень тренеров и восполнить пробелы в знаниях.
Вадим Варданян. Фото: ХК «Авангард»
В Омске понимают, что тренеры академии – бывшие хоккеисты, у которых было не так много возможностей во время карьеры получать качественное образование. Поэтому сейчас специалистам дают необходимые знания, на которые они могут опираться в своей каждодневной работе с воспитанниками. В распоряжении тренеров разнообразные методические материалы, в том числе шведские и североамериканские программы, а также курсы от узкопрофильных специалистов.
«Мы сами понимаем, что нужно нашим специалистам, плюс ориентируемся на запросы от руководства и от самих обучающихся, – объясняет Варданян. – Скажем, в прошлом году был запрос на курсы ораторского мастерства для тренеров. С ребятами важно разговаривать, и разговаривать правильно. Мы пригласили специалиста, она провела восемь занятий по два часа. Ещё один пример – обучение тренеров цифровому этикету. Это правила деловой переписки, общения в мессенджерах».
Обучение тренеров академии – не единственная задача учебно-методического отдела. Не стоит забывать, что в Омске уже несколько лет функционирует программа массового хоккея, и с детьми на уличных коробках при школах и гимназиях тоже работают специалисты «Авангарда». В прошлом сезоне было задействовано 32 тренера, главная задача которых, по словам Варданяна, довольно проста: это физкультурно-оздоровительная направленность с хоккейным уклоном.
«Их самая главная задача – влюбить детей в хоккей, привить им любовь к спорту и здоровому образу жизни. Самые способные ребята оттуда в дальнейшем уже переходят на уровень ДЮСШ, пополняют ряды групп начальной подготовки, и это самый главный результат», – рассказывает Варданян.
Что касается обучения тренеров программы массового хоккея, то в этом году они принимали участие в двух программах. Одна из них – «Учить, вдохновляя». Её реализовал для академии корпоративный университет «Газпромнефти», и эта программа оказалась очень интересной, одной из самых запоминающихся для тренеров. Она интерактивна, включает выступление спикеров из Москвы, Санкт-Петербурга. Инициировались разные ситуации: например, тренер пытался разрешить какую-то проблему, связанную с родителями юного хоккеиста. Получилось интересно и очень практично. Кроме того, тренеры массового хоккея принимали участие в программе повышения квалификации, которую проводил для академии Сибирский государственный университет физической культуры – это базовые знания педагогики, психологии и взаимодействия с воспитанниками.
Занятие в академии «Авангарда». Фото: Дмитрий Лошкарев
Уже в новом сезоне в плане учебно-методического отдела омской академии будет учитываться ещё одна категория – тренеры сети франшиз хоккейной школы «Авангард». Этот проект запустился в ноябре прошлого года и подразумевает открытие школ под брендом «ястребов» в разных уголках страны на инфраструктурной и кадровой базе существующих на местах учреждений.
«У таких школ есть свои тренеры, и именно они будут продолжать работать с хоккеистами, но мы будем оказывать содействие по обеспечению методик в проведении обучения. Это политика открытых дверей, мы будем учиться друг у друга», – объясняет Варданян.
В настоящее время соглашения о сотрудничестве подписаны омичами уже с двумя франчайзи из Москвы, а также из Сочи, Новосибирска, Красноярска, Воронежа и Ульяновска. Региональным партнёрам переданы адаптированные методики обучения детей, а также комплекты бизнес-материалов и бизнес-технологий. В конце марта в академии прошло первое очное обучение тренеров из других городов.
«Это был пилотный визит. Сначала мы устроили тренерам франшиз экскурсию по академии, объектам массового хоккея. А потом подключили их к обучению тренеров, работающих с младшими возрастами. Гости ощутили, насколько у нас серьёзный подход к повышению квалификации», – рассказывает Варданян.
«Для нас это первое очное обучение тренеров партнёрских школ, до этого мы уже тестировали их онлайн через платформу EDUCATION—ERP, которая является основой франчайзингового пакета и позволяет всесторонне взаимодействовать с экспертами «Авангарда», обмениваться учебными материалами и контролировать многие процессы. Для нас важно, чтобы детей тренировали профессионалы, поэтому стремимся формировать для них объёмную программу обучения, повышения квалификации. Ведь все свои знания тренеры будут вкладывать в своих воспитанников, игроков, которые являются для нас самым ценным ресурсом», – отмечает руководитель проекта франшизы хоккейной школы «Авангард» Александр Антонов.
Огромное внимание к подготовке тренерских кадров на всех уровнях – особенность омской Академии. «От того, насколько развита компетенция тренеров, будет зависеть успех воспитания игроков», – убеждён Вадим Варданян, и эти слова – своего рода девиз «ястребиной» организации. И с ним трудно спорить, ведь вырастить будущих профессионалов высокого уровня действительно могут только профессионалы тренерского ремесла. Каковых в Омске сейчас и стараются готовить.